Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН

Мостовой переход в районе с.Ромашково при строительстве трассы М-1 (Москва-Минск)

Оценка оползневой опасности на участке трассы проектируемой автодороги М-1 Москва – Минск

«Заключение об оползневой опасности участков автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск при пересечении р.р. Чаченки и Ликова и необходимых рекомендаций по обеспечению устойчивости склонов»

Рис. 1.1 оползневая опасность на трассе автодороги м-1

В районе селения Ромашково Одинцовского района Московской области трасса проектируемой автодороги М-1 Москва – Минск пересекает реки Чаченку и Ликову. Пересечение водной преграды конструктивно выполняется в виде моста-эстакады. Правый оползнеопасный берег р. Чаченки на участке мостового перехода трассы имеет высоту 30 м.

В соответствии с Техническим заданием основными задачами данной тематической работы являлось:

— оценка оползневой опасности на участках;

— выявление возможных факторов изменения оползневой обстановки в период строительства и эксплуатации мостового перехода;

— обоснование необходимых защитных мероприятий.

В процессе выполнения работ для решения поставленных задач произведено натурное обследование участка мостового перехода через речки Чаченка и Ликова и ближайших окрестностей для выявления возможных оползневых проявлений, морфоэлементов, характерных для оползневых склонов.

Рис. 2.1 оползни в подмосковье на трассе м-1

Произведен анализ материалов инженерно-геологических изысканий на объекте и особенностей развития оползневого процесса на склонах подобного геологического строения на других участках.

Выполнены расчеты устойчивости склона на участке пересечения трассы р. Чаченка с учетом возможных изменений гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунтов в массиве и влияния техногенных воздействий на склоновый массив при строительстве мостовых опор.

На участке мостового перехода через р. Чаченку, как показали результаты обследования района работ, анализ результатов инженерно-геологических изысканий и расчеты устойчивости, оползневые деформации практически отсутствуют и склон устойчив.

Поскольку основной причиной возможной активизации оползневого процесса может явиться разгрузка напряжений вследствие эрозионных врезов, развития поверхностных оползневых деформаций сдвига-разжижения или в ходе строительных работ по сооружению опор, были даны основные рекомендации по необходимым противооползневым мероприятиям и оползневому мониторингу.

Система мониторинга должна включать:
— геодезические наблюдения за перемещениями грунтовых реперов, установленных на поверхности склона;
— наблюдения за глубинными деформациями в скважинах.
— наблюдения за напорными водами в слое текучей супеси.

Глубинные реперы и наблюдения за напорными водами целесообразно выполнить для ведения автоматизированного режима контролируемых параметров, в соответствии с разработкой ИГЭ РАН.