Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН

Оценка оползневой опасности на участке мостового перехода Митино-Строгинской линии московского метрополитена

Оценка состояния и устойчивости левого берега р. Москвы в зоне пересечения с проектируемой линией метро по объекту «Митино-Строгинская линия метрополитена от станции Парк Победы до станции Митино», включая электродепо и метромост. Стадия «П».

В соответствии с Техническим заданием по теме в сжатые сроки выполнен необходимый комплекс исследований по объекту: левый берег р. Москвы на участке мостового перехода проектируемой Митинско-Строгинской линии московского метрополитена, для целей оценки состояния исследуемого участка с расчетами устойчивости. В том числе с учетом проектных решений, с обоснованием необходимых мероприятий по обеспечению устойчивости и безопасной эксплуатации проектируемых сооружений.

Выполнен анализ геологического строения территории в районе работ, инженерно-геологических, гидрогеологических и геоморфологических условий участка. При этом собраны и проанализированы материалы по буровым скважинам с привлечением банка данных ИГЭ РАН.

Проведено обследование берегового склона и прилегающей территории краевой части плато от Спасского моста до поворота р. Москвы выше по течению с фиксацией оползневых очагов, оползневых трещин и других характерных морфоэлементов.

Оползнеопасный склон. Метромост в Митино Метромост Митино-Строгинской линии метрополитена

Установлено, что вблизи Спасского моста имеется проявление блокового оползня с базисом оползания выше уреза реки, т. е. оползень «висячий» с формированием поверхности скольжения в суглинках донской морены.

Выполнены анализ напряженно-деформированного состояния склонового грунтового массива и расчеты устойчивости с использованием теоретического решения о предельном состоянии массива (с определением критических значений расчетных параметров применительно к условиям участка) и по программе AKNARK.

Расчеты устойчивости склона произведены как в естественном состоянии (до планировки), так и в проектном положении (после планировки откоса).

В результате исследований были сделаны выводы о состоянии склона на момент выполнения исследований, даны рекомендации о необходимых защитных мероприятиях.

Учитывая степень ответственности проектируемых сооружений, требования к проектированию и строительству объектов на оползнеопасной территории, необходимость контроля эффективности защитных мероприятий и состояния укрепленного берегового откоса, даны рекомендации о составе и сети мониторинга за состоянием склона и конструкциями моста на период строительства и эксплуатации сооружения.

Режимные наблюдения (мониторинг за оползневыми смещениями и другими параметрами геологической среды) дадут возможность получения необходимого объема информации о состоянии и динамике склона для обеспечения безопасного функционирования проектируемой трассы метрополитена и осуществления целенаправленных защитных мероприятий в случае необходимости.

Работы по оборудованию системы мониторинга и проведению наблюдений (в том числе автоматическому за оползневыми смещениями — экстензометрии, инклинометрическим наблюдениям), анализу режимной информации и оценке состояния склона могут быть осуществлены силами ИГЭ РАН.